Угрoзы eдинствa Прaвoслaвия, вытeкaющиe с дeйствий Кoнстaнтинoпoльскoгo Пaтриaрxa, трeбуют ширoкoгo сoбoрнoгo oсмыслeния.
Кaк сooбщaeт Цeнтр инфoрмaции УПЦ, oб этoм глaвa OВЦС Мoскoвскoгo Пaтриaрxaтa митрoпoлит Илaриoн (Aлфeeв) скaзaл в письмe Прeдстoятeлю УПЦ Митрополиту Онуфрию по части случаю проведения в Киеве 11 ноября международной научно-богословской конференции «Общность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения».
Митрополит Иларион напомнил, фигли в историческом контексте Патриарх Константинопольский воспринимался как бы первый среди равных, однако это было первенство чести, а невыгодный власти.
«Сейчас богословы изо Константинопольской Церкви утверждают, чего он «первый лишенный чего равных». Что возлюбленный может по своему усмотрению реконструировать границы Поместных Церквей. Подобно как он может вторгаться в границы Поместных Церквей, наводить вслед за этим свои порядки и устраивать приманка ставропигии. Что для всех Церквей возлюбленный является высшей апелляционной инстанцией. В чем дело? он может росчерком пера избить многомиллионную Церковь, имеющую побольше ста епископов, более двенадцати тысяч приходов, побольше двухсот пятидесяти монастырей и делегировать ее права и наименования раскольнической структуре. Точно он может объявить самосвята законным епископом и «отвоевать сан» человеку, кто никогда такого сана безлюдный (=малолюдный) имел или потерял его изо-за впадения в раскол», — сказал индрик.
Он отметил, что в 1950 году схиархимандрит Софроний (Сахаров), ныне назначенный Константинопольской Церковью к лику святых, назвал весь век эти претензии «ересью Константинопольского папизма» и предположил, какими судьбами рано или поздно каста ложь приведет к расколу мирового Православия.
«К сожалению, предвещение старца Софрония сбылось, и да мы с тобой сегодня пожинаем горькие дары помоны тех притязаний Константинополя, которые подле его жизни были сызнова в зачаточном состоянии. Надеюсь, какими судьбами нынешняя конференция, проводимая в стенах Киевской Духовной Академии, внесет специфичный вклад в осмысление тех вызовов, с которыми в данное время столкнулась Православная Церковь», — подытожил митрополит Иларион.
Чисто сообщалось ранее, в Киевской духовной академии 11 ноября состоялась международная научно-практическая заседание «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения».
Ученый форум посвящен богословско-каноническому осмыслению принципа соборности Церкви и вопросу первенства посредь Поместных Православных Церквей.
Забота в конференции помимо богословов и ученых изо Украинской Православной Церкви приняли представители Поместных Православных Церквей: Антиохийской, Русской, Сербской, Болгарской, Польской, Православной Церкви Чешских земель и Словакии и Православной Церкви в Америке.