Встреча Предстоятелей двух самых многочисленных и влиятельных христианских Церквей – Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска – вызвала множество откликов в разных странах мира. Ее результатом стало совместное «Заявление», получившее самые разные оценки. Свой взгляд на подписанный главами двух Церквей документ, содержащий христианскую оценку важнейших явлений и событий современного мира, выражает протоиерей Владислав Цыпин.
12 февраля 2016 г. в Гаване, на «острове свободы», «в нужное время и в нужном месте», состоялась встреча Предстоятелей двух самых многочисленных и влиятельных христианских Церквей: Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Это была первая в истории встреча между епископами, занимающими кафедры Рима и Третьего Рима. Ее результатом стало совместное «Заявление», каждое положение которого стало предметом анализа, интерпретации, оценки в бесчисленном множестве статей, опубликованных в разных странах мира. Преобладают позитивные отклики, но в массмедиа присутствует и критика этого документа, неизбежная потому, что в «Заявлении», или, как его еще называют в средствах массовой коммуникации, «Декларации», выражена христианская оценка важнейших явлений и событий современного мира. И эта оценка не совпадает с настроениями, господствующими в тех влиятельных кругах, которые противопоставляют себя христианскому учению, евангельской морали и всем вообще традиционным нравственным ценностям.
Некоторые из комментаторов «Заявления» рассматривают его как результат компромисса, подвергая калькуляции мнимые успехи и уступки обеих сторон. Но это ошибочный, неадекватный подход к содержанию документа, подписанного двумя духовными лидерами христианского мира. Между богословскими доктринами католичества и православным вероучением есть очевидные, хорошо известные расхождения, но они, вероятно, не были предметом обсуждения на встрече в Гаване, во всяком случае, богословская тематика с ее конфессиональными аспектами в «Заявлении» не отражена.
А содержание его относится к совсем другим темам, связанным с положением христиан в современном мире. «Заявление» сделано перед лицом тревожных и даже катастрофических событий, развивающихся в опасном направлении. Встреча предстоятелей Церквей выявила их далеко идущее единомыслие, обусловленное обоюдной приверженностью основам евангельского учения, традиционным христианским моральным ценностям, в оценке того, что происходит в мире в наше время. Не результатом некоего компромисса, но выражением общей озабоченности и тревоги явилась констатация того печального обстоятельства, что христиане ныне подвергаются гонениям, – прямым и откровенным на Ближнем Востоке и завуалированным в тех странах, «где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними». У Предстоятелей Русской Православной и Римской Католической Церквей вызывает обеспокоенность «превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде», что «влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы». В этой связи оба Первоиерарха напомнили о христианских корнях Европы, которые игнорируются влиятельными политическими кругами Запада, задающими тон в Евросоюзе.
В «Заявлении» отражены и такие темы, по которым во время самой встречи и тем более на этапе предварительной подготовки документа, вероятно, велась дискуссия. Это униатская проблема и связанная с нею трагическая ситуация, сложившаяся на Украине. Согласованная позиция Предстоятелей Церквей по этим вопросам, как она выражена в «Заявлении», представляется вполне приемлемой для православной стороны. Сами истоки униатства получили в совместном «Заявлении» однозначно критическую оценку, которая им неизменно давалась православной стороной: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства». Из Гаваны раздался призыв не применять «неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями», которые, как хорошо известно, без стеснения применялись униатами в 90-е гг., когда они насилием захватывали православные храмы в Галиции и за ее пределами, избивали и даже убивали стойких защитников православной веры. Очевидно, к экспансии унии за те границы, в которых она в свое время укоренилась, относится включенное в документ напоминание о словах Апостола: «Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20). При этом обе стороны признают право на легальное существование униатских общин, о чем и ранее многократно делались официальные заявления Священноначалием Русской Православной Церкви. Между тем, при действительной и прочной нормализации взаимоотношений между Православной и Католической Церквами, при их сближении подрываются идейные и даже прагматические основания существования унии, которая с самого начала служила орудием борьбы с Православной Церковью и другими Восточными Церквами, средством достижения неоправдавшихся надежд на их поглощение по частям.
В «Заявлении» Патриарха Кирилла и Папы Франциска отражено такое видение характера кровавого конфликта на Украине, который принципиально совпадает с его восприятием в России. Это внутриукраинский конфликт, в котором налицо две, в известном отношении равноправные стороны, которые сами должны договориться о его преодолении. В «Заявлении» фактом умолчания отрицается участие в этом конфликте России: «Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта».
И наконец, участники встречи в Гаване выразили убеждение, что преодоление церковного раскола на Украине допустимо лишь «на основе существующих канонических норм», а это значит, что путь к уврачеванию ран, нанесенных самоуправляемой Украинской Православной Церкви раскольниками, лежит чрез их покаяние в содеянном и возвращение в лоно канонической Православной Церкви.