Кoгдa-нибудь в нe oчeнь дaлeкoм будущeм вoдa, тeкущaя из вaшeгo крaнa, пeрeстaнeт быть прoстo пoтoкoм вoды и oбрeтeт нeкую тoлику интeллeктa. Oнa смoжeт литься цeлeнaпрaвлeннo в пoдстaвлeнную чaшку или миновать ваши руки в случае, если температура воды достаточно высока. Более того, полусферический водяной занавес, бьющий из специального крана, сможет обрести множество удивительных форм и это отвлечет вас от утомительного процесса мытья посуды.
Эта идея уже реализована в некотором роде специалистами лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института. Созданное ими устройство HydroMorph является «динамической пространственной водной мембраной», которая может превратить поток воды в нечто удивительное. Более того, все это обладает интерактивными функциями, которые позволяют воде творить вещи, на которые она неспособна в обычных условиях.
Помимо создания множества форм из плещущейся воды, устройство HydroMorph может выполнять несколько полезных функций. Текущая из крана вода сможет сама напомнить вам о необходимости закрыть кран и не тратить воду впустую, она сама может наполнить подставленную чашку, направив поток исключительно в нее, при мытье рук управляемый поток поможет вам сделать это максимально эффективно и быстро, а в случае, если вы открыли горячий кран слишком сильно, то поток воды будет миновать ваши руки, дабы не ошпарить их кипятком.
Идея, легшая в основу создания устройства HydroMorph, была почерпнута у художницы Юки Суджихары (Yuki Sugihara), которая превратила обычные полусферические «зонтики» в удивительные статические фигуры пауков, бабочек, цветов и т.п. Но специалисты из Массачусетса расширили это понятие и добавили в него динамическую составляющую, создав водяную мембрану, с которой можно взаимодействовать определенным образом.
Система HydroMorph представляет собой специальный кран, создающий цельную полусферическую водяную мембрану. В его состав также входит маленьких 10 элементов в форме наконечника стрелы, которые связаны с отдельными электрическими приводами. Эти «стрелки» установлены вокруг основного крана и направлены вверх. Подъем одной «стрелки» приводит к появлению разрыва в водяной мембране, а несколько «стрелок», поднятых на различную высоту, позволяют придать водной мембране достаточно сложные формы, используя силы поверхностного натяжения, принципы динамики движения жидкостей и другие физические явления.
Интерактивную составляющую дает камера, установленная выше системы HydroMorph, а ее возможности по формированию более сложных форм могут быть расширены путем увеличения количества управляющих потоком воды элементов, «стрелок». Кроме этого, в скором времени исследователи планируют модернизировать их систему, добавив в нее элементы, позволяющие регулировать начальные размеры и толщину водной мембраны.
Глядя на все это, можно высказать некие сомнения по поводу практичности такой технологии. Единственным очевидным применением технологии HydroMorph могут стать своего рода интерактивные фонтаны, установленные на площадях или в парках, и позволяющие людям поиграть с формами падающей воды.