Трoицкий писaл: «Этo мeтaфизичeскoe eдинeниe мужчины и жeнщины eсть тaинствo, пoскoльку oнo прeвышaeт кaтeгoрии нaшeгo рaзумa и мoжeт быть пoяснeнo лишь сoпoстaвлeниe этoгo тaинствa с тaинствoм Прeсвятoй Трoицы и дoгмaтoм Цeркви, a псиxoлoгичeски этo являeтся истoчникoм тaкиx чувств брaчующиxся, кoтoрыe пo сaмoму свoeму xaрaктeру исключaют вoпрoс o цeляx брaкa внe eгo сaмoгo, ибo эти чувствa eсть чувствa удoвлeтвoрeннoй любви, a пoтoму пoлнoты и блaжeнствa»[25]. Вoскрeсшaя любoвь Гумбeртa Г. И тo и другoe oдинaкoвo мeртвeннo, ибo нe пoзвoляeт чeлoвeку рaскрыть свoю индивидуaльнoсть, рeaлизoвaть свoe бoжeствeннoe, дуxoвнo-мистичeскoe нaчaлo, a пoтoму нeизмeннo влeчeт к смeрти. [31] Бeрдяeв Н.A. Пo мeрe рaзвития любви личнoй, в душe гeрoя нaрaстaeт любoвь-жaлoсть к нeсчaстнoму зaмучeннoму дeтeнышу — в пoлнoм сooтвeтствии с кoнцeпциeй Н. Мeрeжкoвский или З. «Бoжeствeннoe» и «дeмoничeскoe». С.70. Чaстo гoвoрят, чтo в финaлe «Лoлиты» свeршaeтся нрaвствeннoe прoсвeтлeниe, вoзрoждeниe Гумбeртa Г. Смысл любви. Сeмья кaк рeлигия (Гр. Лeкции пo русскoй литeрaтурe. Oтнoшeниe мeжду любoвью эрoтичeскoй и любoвью кaритaтивнoй, мeжду любoвью вoсxoдящeй, притяжeниeм крaсoты и высoты, и любoвью нисxoдящeй, притяжeниeм стрaдaния и гoря в низмeннoм мирe, eсть oгрoмнaя и труднaя тeмa»[32]. Вoт тoгдa-тo Гумбeрт Г. Сoлoвьeв, — eму нeoбxoдимo прoтивoпoстaвить тaкую жe кoнкрeтнo-oпрeдeлeнную и всe нaшe сущeствo прoникaющую, всe в нем захватывающую любовь»[17]. В фокусе проблематики «Лолиты» – комплекс кардинальных вопросов человеческого духа, поставленных перед человечеством создателем образом Свидригайлова и Ставрогина. Эротические эмоции вызывают у героя только «нимфетки»: девочки в возрастном диапазоне от 9 до 14 лет. С.138. В истинной любви, как писал Н. И эта смерть души Лолиты материализуется у Набокова в образе ее мертвой семейной жизни. [16] Бердяев Н.А. «Любовь определяет и опознает личность, все незаменимо индивидуальное, — писал Н. С.71. Соловьева, В. Размышление об Эросе. Эротическое чувство Гумберта направлено на обобщенную девочку, на «нимфетку» вообще. Такая любовь имеет выход в бессмертие. [25] Троицкий С.В. Тело, лишенное воли и самосознания и даже жизни, есть не что иное, как труп. Вместе с тем в решении темы «нимфетства» Набоков наследует этико-философскую традицию русской литературы XIX в., осмысливая проблему в той же системе экзистенциально-нравственных координат, что и русские художники слова, в частности Достоевский. Но к ним герой Набокова всегда относился весьма скептически, и они его никогда особенно не тяготили. [26] Бердяев Н.А. Так возникает в романе сияющий образ Долорес Гейз — прекрасной, юной, изящной, талантливой, умненькой и деликатной … Но этот образ божественной и несостоявшейся Лолиты существует только в любящем воображении Гумберта Г. 2005. Это, бесспорно, самое известное творение набоковского гения. В «Крейцеровой сонате», в «Дьяволе», а затем в публицистических выступлениях на эту тему он объявил войну половой любви[3]. Вл. Больше того, она ждет ребенка. И трагедия Гумберта Г. Для нёго оно было идеальной нормой, две фазы которой он воссоздал в своем художественном творчестве: влюбленность — в «Даре», и супружеское счастье — в «Бледном пламени». Соловьев, — истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение»[13]. «Сексуальное влечение само по себе, — писал Н. «Крейцерова соната», 1890. С.28. и начинает осознавать себя несчастным зверем, заключенным в клетке своих физиологических пристрастий. С.65. И с озлоблением, как будто со страстью, бросается на это тело, и тащит, и режет его; так и он покрывал поцелуями ее лицо и плечи» (Л.Т.;8.167). Гершензон, — потому что любовь – орудие важнейшего для людей познания о мире – целостного познания»[18]. Во многом поэтому он склонен воспринимать отношения Гумберта Г. [19] Бердяев Н.А. Однако в мире Набокова действуют весьма четкие и при этом живые нормы этики. «Любовь, — писал П. В сознании русских философов она рождалась в противостоянии как рациональному морализму, с одной стороны, так и официальной церковной этике, с другой. и философской мысли начала ХХ в. Любовь только физическая убивает, причем не только сам предмет любви, но и того, кто любит. С.70. [11] Бердяев Н.А. Соловьев писал: «Видеть смысл половой любви в целесообразности деторождения – значит признавать этот смысл только там, где самой любви вовсе нет, а где она есть, отнимать у нее всякий смысл и всякое оправдание. Бердяева, я думаю, вполне мог бы подписаться Набоков. А как следует понимать рассказ Набокова о первой пульсации «Лолиты» в его творческом воображении? О рабстве и свободе человека … С.311. [34] Ibid. Столп и утверждение Истины // Русский Эрос, или Философия любви в России. С другой стороны, не случайно, что «грех человека, грехопадение, — как писал В. Т.2. «Настоящая любовь – редкий цветок»[35], — с горечью замечал Н. В жизни пола есть безжалостность в отношении к человеку, есть согласие отказаться от чисто человеческого»[28]. О писательстве и писателях. Сексуальность носит безличный характер, эротика же носит личный характер, в этом огромность разницы»[31]. Лев Толстой // Набоков В.В. Англоязычные произведения писателя цитируются по этому изданию с пометой Н. [3] См.: Толстой Л.Н. Метафизика пола и любви. Соловьевым и в развитие идей Платона (диалоги «Пир» и «Федр») противопоставляли Афродиту небесную, восходящую, то есть любовь личностную — Афродите нисходящей, общей, популярной и общедоступной, то есть родовому половому инстинкту. О рабстве и свободе человека … С.311. Трагедия набоковского героя в том, что заложенное в него безличной природой половое влечение победило его любовь. «Любовь, — писал Н. Троицкий, а тем более В. Смысл любви. Так что прозрение Гумберта Г. Поэтому Гумберт Г. Но эротическое чувство Гумберта Г. Естественно, что, зная истинную гармонию в любви, Набоков столь остро ощущал ее дисгармонию. По остроумному замечанию З. Но необходима новая этика Эроса. О рождении новой религии семьи говорил В. и философской мысли начала ХХ в., воплотил сугубо русское понимание проблем любви. и Лолиты для него — пример такой вопиющей и трагической дисгармонии. [15] Соловьев В.С. демонскую)» (Н.;2.26). Началось ″жестокое сладострастие″»[24]. Набоков последовательно и очень убедительно высмеивает ханжество и мертвенность традиционной морали. [4] См.: Розанов В.В. Причем если физиологическое влечение создает губительные для человека эротические иллюзии («Влюбленному Ивану Марья представляется красавицей, в то время как все видят, что она уродлива»[19]), то посредством любви свершается «духовно-физический процесс восстановления образа Божия в материальном человечестве»[20]. Проблема Гумберта Г. М., 1978-1985. Флоренского, А. Толстого. И Набоков, будучи истинно русским писателем, прекрасно понимал нераздельность свободной воли и ответственности личности. «Прелюдия к Шопену», 1890) // Русский Эрос, или Философия любви в России. Смысл любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. Легальная любовь есть любовь умершая. С.234-236. [20] Соловьев В.С. Бердяев, — человек как бы перестает быть личностью, превращаясь в функцию безличного полового процесса. Очевидно, что не о конкретной тюремной решетке, так как Гумберт Г. В художественном мире русских писателей XIX в. Удивительно, однако, что этот великий роман ХХ в. [8] Соловьев В.С. Жураковский, и С. Так рождается таинство (не обряд) христианского брака. Однако если проследить историю Гумберта Г. Имея в виду при этом полное, духовно-телесное, соединение двоих в одно существо. Она «имеет собственно безотносительную ценность для нашей личной жизни»[15]. В их фактуре?»[23]. «Нимфетка» — это девочка, хорошенькая или не очень, но такая, которая обнаруживает «истинную свою сущность — сущность не человеческую, а нимфическую (т.е. Истинная любовь, в противоположность любви физиологической, родовой, потому и может быть духовно-плотской, а не только плотской, что она — любовь личностная, индивидуальная, а следовательно, соединение любящих свершается здесь не только на физическом, но и на душевно-духовном уровне. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. С.75. Любовь – как «избирательное сродство», говоря словами Гете, — только такая «любовь есть самостоятельное благо». Смысл любви. Соловьева, В. Половая любовь как продолжение рода способна лишь воспроизводить смертность. Studia Slavica Hungarica, Budapest. С.7. д., то есть некую часть целого личности человека – это такой же любовный фетишизм, как вожделение к отдельных предметам его туалета. Толстой. Толстой, — чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни. Религиозно-мистический срез русской философии Эроса Набокову был очевидно чужд. С.57. implicit и explicit романа воплощают «опорные точки» концепции любви, как ее понимали русские философы ХХ в.: «обожение» плоти и, как следствие, выход в бессмертие. Если в любви физиологической, как и в социально-общественной личность любящего и любимого дробится, а тем самым в метафизическом смысле и уничтожается, то в любви личностной, то есть любви ко всему целому любимого восстанавливается душа, индивидуальность: любящего – в любимом и наоборот. В обоих случаях грубо попирается принцип свободной воли личности, ибо с нее, по существу, снимается ответственность за содеянное. Злочевская в своей статье показывает, что «Американский роман» Владимира Набокова «Лолита», возникнув в точке пересечения традиций русской литературы XIX в. Смысл любви. Но главным результатом стало, по-видимому, то, что русские мыслители, как светские философы, так и богословы, были поставлены перед необходимостью, отказавшись от представлений традиционных, более глубоко осмыслить проблему пола и выработать новые принципы этико-религиозного отношения к ней. Перед нами Лолита — красивая молодая самка, вполне благополучная в своей семейной жизни. И в финале «Лолиты» мы видит поразительную по своей глубине художественную реализацию этической позиции русских философов в отношении физиологической любви и официального брака. Рождение детей в этом случае также ни в коей мере не преодолевает смертность, а лишь продолжает воспроизведение человека смертного, а следовательно, лишь продолжает дурную бесконечность. [14] Бердяев Н.А. — «в обособленном мире абсолютного зла» (Н.;2. соч. умер в больничной палате. Нормы общепринятой морали в романе Набокова явно не работают. Набоков написал роман, в котором глубоко исследовал проблему греховной любви, одну из величайших проблем человеческой жизни, во всей ее сложности. и Лолиты под углом зрения взаимодействия в ней Эроса общего, нисходящего и Эроса личного, восходящего, то нам откроется смысл и внутренняя логика развития сюжета этой великой любовной истории ХХ в. Бердяев, — и утверждает на вечность, в этом ее смысл»[16]. Роман В. Семнадцатилетняя Лолита, беременная и преждевременно созревшая, не вызывает у него полового влечения. Отрицая любовь физиологическую, родовую, русские философы отнюдь не противопоставляли ей, в качестве положительной альтернативы, любовь идеальную, абстрактно-мистическую. Американский роман Набокова «Лолита», как это ни парадоксально, возникнув в точке пересечения традиций русской литературы XIX в. Было что-то ужасное и отвратительное в воспоминаниях о том, за что было заплачено этою страшною ценой стыда … Но, несмотря на весь ужас убийцы перед телом убитого, надо резать на куски, прятать это тело, надо пользоваться тем, что убийца приобрел убийством. Л.Н. Бердяев, утверждая: «Есть сладострастие плоти и сладострастие духа … само сладострастие может быть разное: может быть дурное и уродливое, может быть хорошее и прекрасное … Сладострастное томление есть, быть может, корень жажды победить в мире разделение, непроходимость граней между людьми, есть мистическое предчувствие блаженства всеобщего слияния в Боге … индивидуализированная любовь, Богом указанное избрание, с великим трудом побеждает природу и подготавливает ее преображение»[14]. Но у Набокова эта вполне «счастливая» семья – мертвая семья, а Лолита – мертвая женщина. Бердяев, — всегда нелегальна. Бердяев, — всегда враждебны личности, лицу человеческому, всегда погашают личность в стихии природной и социальной необходимости»[11]. С.54. Подобно тени, он следует за Лолитой настоящей — бедной девочкой «со злыми глазами» (Н.;2.227), вульгарным подростком, который обожает много и вкусно поесть, погружен в пошлые комиксы и журнальчики и жаждет всех низкопробных удовольствий, предлагаемых масскультурой. И главный из них: как соотносятся категории греха и свободной воли человека?[37] Современное искусство знает, в сущности, два варианта отношения к греху: или оправдать преступление, доказав его правомерность и даже моральную неизбежность, или безжалостно осудить преступника, изобразив его исчадьем ада, маньяком. Размышление об Эросе // Бердяев Н.А. [10] Бердяев Н.А. Ибо она уже не способна любить. и Лолиты как историю великой любви: не находя в романе отрицания дидактико-морализаторского, читатель склонен думать, что его нет вообще. Соловьев). «В отличие от западных философов русские мыслители начала века, — отмечает современный автор, — … обращаясь к потаенным вопросам пола, связывали сексуальную энергию человека не только с продолжением рода, но и с пониманием духовной культуры человека – с религией, художественным творчеством, с поиском новых нравственных ценностей. С.71. С.44. Идеал любви, когда физическое, душевное и духовное находятся в гармоническом единстве, Набоков видел в отношениях Кити и Левина у Л. [37] Подробнее об этом см.: Злочевская А.В. В процессе личностной любви происходит взаимное постижение любящими божественного начала друг в друге, а следовательно, их духовное восхождение к Богу. А.В. С.257,260. Розанов: «Нет высшей красоты религии, нежели религия семьи … если столь очевидно религия льется из плотских отношений, то и обратно – нет ли религиозности в самих плотских отношениях? «Социально-нравственный закон и его основная объективация – семья – вводят животную природу человека в границы, необходимые для родового прогресса, они упорядочивают смертную жизнь, — доказывал Вл. М., 1991. «Семья и собственность, тесно между собою связанные, — утверждал Н. Жураковского, С. Толстой. Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться»[26], — под этим credo Н. СПб., 1997-1999. Влечение к телу превращает личность в вещь и тем самым убивает ее. Будь то блуд откровенный или прикрытый узаконенными формами официального брака. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века. Розанова, Н. Смысл любви. (По поводу главного сюжета Лермонтова) // Розанов В.В. [36] Набоков В. Бердяева, П. М., 2002. «Социальные ограничения прав любви вызывали во мне бурный протест, и в разговорах на эту тему мне случалось приходить в бешенство. Для Набокова порочен не только и даже столько сам по себе возрастной диапазон его сексуального влечения (замечательно, что с этими узаконенными общественной моралью возрастными ограничениями герой справляется весьма успешно, убедительнейшим образом доказывая их условность), а то, что его привлекает обобщенная девочка от 9 до 14. «Лолита» начинается словами, которые можно считать художественной формулой любви, где плотское и духовное нераздельны: «Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресл. отнюдь не в том, что его любовь противоречит общепринятым нормам морали, и не в том, что невозможен его брак с Лолитой. Это тело, лишенное им жизни, была их любовь, первый период их любви. Образ несчастного зверя, заключенного в клетке и осознающего, что он в ней заключен, — таков «начальный озноб вдохновения» (Н.;2.573), предварявший появление на свет Гумберта Г. Розанов, торжества разврата или разнузданности чувственности[6]. «Он …, — пишет Л. Заметим, однако, что любовь к Лолите в его душе побеждает тогда, когда уходит Эрос. [29] Соловьев В.С. Троицкого и др. Далее ссылки на это издание даны в тексте статьи. Бердяев, — не соединяется с любовью-жалостью, то результаты ее бывают истребительные и мучительные. Его полуязыческий восторг перед Эросом и в высшей степени откровенные (по тем временам, конечно) размышления об интимнейших сторонах человеческой жизни произвели по-своему ошеломляющее впечатление. Соловьева «Смысл любви», в которых сформулировано неоплатоническое понимание «половой любви». В этом русские мыслители были вполне согласны с бунтарским нигилизмом Л. И вот одна из самых очевидных и трудно объяснимых странностей «Лолиты»: роман, в основе которого лежит исповедь педофила, посвящен жене! Бердяев, «Эрос побеждает пол»[34]. Розанов, Д. В Афродите общей находит свою реализацию животная природа человека и социально-нравственный закон его жизни, в то время как «третье высшее начало – духовное, мистическое и божественное»[9], утверждал Вл. Именно «в глубине брачного завитка»[22] сокрыта тайна человеческого бытия – первооснова счастья, равно как и истоки страдания, греха и трагедий. С.78-105. М., 1990. Толстого. В России начала ХХ в. Концы и начала. Метафизика пола и любви. Толстой. Тройственный образ совершенства // Мир и Эрос. С.32,35. О рабстве и свободе человека … С.312. Семья как религия. Но о какой, собственно, «клетке» идет речь? С.135. [18] Гершензон М. Бердяева и др.), воплотил сугубо русское понимание проблем любви. Нравственное онтологическое значение любви личностной в том, что только она способна преодолеть естественный эгоизм человека: «Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности … Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма … Чтобы настоящим образом подорвать эгоизм, — писал Вл. «Есть две разные проблемы – сексуальная и эротическая, пол и любовь, — подчеркивал Н. «Физическое соединение, поставленное на место» личностного и «лишенное таким образом своего человеческого смысла», есть «возвращение к смыслу животному», — писал Вл. Толстом: «Любовь не может быть только физической, ибо тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не созидает, а разрушает. Еще дальше шел Н. [9] Ibid. Набоков–художник осмелился заглянуть в глубинные, сокровенные и «стыдные» тайники жизни личности и осмыслить их не с точки зрения традиционной общественной морали или религиозных догматических установлений, но в категориях живой, человеческой нравственности. [35] Ibid. Этот синкретизм – одна из характерных особенностей русского Эроса»[2]. А убила в ней эту способность та физиологическая «любовь», какой она жила с Гумбертом Г. С.138. Т.12. Распалось изначальное естественное и безраздельное единство мужчины и женщины – они оказались разделенными. Любящий, в прозрении любви, постигает истинный внутренний целостный образ любимого, его божественный образ. [28] Ibid. В романе Набокова есть потрясающая сцена – воспоминание Гумберта Г. [6] Розанов В.В. Христианская философия брака // Русский Эрос, или Философия любви в России. Недаром эту «любовь» Набоков описывает в образной системе некрофилии: «То существо, которым я столь неистово насладился, — говорит Гумберт Г., — было не ею, а моим созданием, другой, воображаемой Лолитой – лишенной воли и самосознания — и даже всякой собственной жизни» (Н.;2.80). «Торжество пола» отнюдь не означает, как подчеркивал В. Мистико-трансцендентное преображение, «обожение» плоти, однако, невозможно в любви родовой — как физиологической, так и общественно узаконенной. С.26. [22] Розанов В.В. В посвящении жене писатель воплотил тот аксиологический ориентир истинной любви, с высоты которого он и осмыслил «феномен Гумберта Г.» — великого грешника с нежным сердцем (Н.;2.231). Розанов, — … сопровождалось странным последствием: что-то моментально произошло в поле и люди закрылись древесными листьями. Напротив, и Вл. М., 1996. до сих пор, кажется, не был проанализирован с точки зрения ключевого вопроса: какова концепция любви, воплощенная в нем? Перед нами художественная иллюстрация размышлений русских философов о губительности для человека Эроса физиологического, общего. Бердяев. Флоренский, — возможна к лицу, а вожделение — к вещи … В этом-то и заключается личная природа любви, без которой мы имели бы дело с вещным вожделением и безразличием в замене вожделенной вещи вещью ей равной»[30]. «Если любовь-Эрос, — писал Н. О рабстве и свободе человека … С.311. Произошло ли такое преображение-преодоление в романе Набокова? С.384. Собрание сочинений: В 22 т. С.55. После грехопадения для их воссоединения потребовался специальный, самостоятельный акт. Бердяев. А постигая, тем самым и утверждает его — в бытии и в бессмертии. сформировалась оригинальная концепция эротической любви. А заканчивается последней попыткой героя прорваться в бессмертие: «Говорю я … о спасении в искусстве. Гиппиус последовательно доказывали ущербность аскезы. [5] Бердяев Н.А. Толстым, который также в знаменитой сцене «падения» Анны описывал любовь физическую в образной системе некрофилии: Вронский продолжал целовать ее тело, как убийца в безумии продолжает терзать тело своей жертвы. [24] Розанов В.В. Розанов[4]. С.197-210. Бердяев, — не утверждает личности, а раздавливает ее. Но автор «Лолиты» и сам, в своей личной жизни, знал абсолютное счастье любви. Но, в отличие от творца «Крейцеровой сонаты», физиологическому пониманию любви и ритуально-обрядовому отношению к браку русские мыслители противопоставляли положительную концепцию личностной любви и христианское по духу понимание таинства брака, утверждая их как высшие экзистенциальные ценности человеческой жизни. И это — единственное бессмертие, которое мы можем с тобой разделить, моя Лолита» (Н.;2.376). если и наступает, то, во всяком случае, никак не решает его проблем.
Философия любви в романе Владимира Набокова «Лолита»
21 октября, 2015 AdminGWP